15 сентября 2021 года, ровно через 200 лет после провозглашения независимости, должно было стать праздничным днем в Сальвадоре. Но этого не было. Или это было так, это зависит от того, кого вы спросите, хотя по причинам, которые мало или не имеют ничего общего с концом колониальной эпохи.
Тысячи и тысячи людей собрались 15 сентября в трех точках столицы Сан-Сальвадора, чтобы выступить против правительства, возглавляемого президентом Найибом Букеле. В Латинской Америке протест нескольких тысяч против нынешнего правителя почти не должен быть новостью, но мы говорим о Сальвадоре и говорим о Букеле, который правит. с уровнем одобрения 85% и что он хвастается тем, что не бросил ни единой баллончика слезоточивого газа за более чем два года в качестве главы исполнительной власти.
Именно этот контекст делает марш 15 сентября актуальным. Это будет первая акция протеста против администрации Букеле, в которой протестующие исчисляются не десятками и сотнями, а тысячами.
«Я иду, потому что демократия и свобода личности в опасности», — рассказывает мне Серафин Валенсия, докладчик по свободе слова Ассоциации журналистов Сальвадора. Я спросил его — как и всех остальных в этой хронике — почему он счел важным присутствовать.
Сейчас 10:11 утра, когда я разговариваю с Серафином, и прошло 26 минут с тех пор, как первые протестующие прошли точку, где я решил остаться, чтобы посмотреть, насколько массовым будет протест.
Авторитарный дрейф президента Букеле и одобрение биткойнов в качестве законного платежного средства в Сальвадоре стоят за растущим недугом сальвадорцев.
Я выбрал перекресток авеню Хуана Пабло II с 17-й авеню Норте, прямо напротив Правительственного центра, где находятся штаб-квартиры Законодательного собрания, Верховного суда и значительной части министерств. Три колонны протестующих должны пройти здесь, прежде чем отправиться на Plaza Morazán, конечную точку.
Судьи, фигуристки, феминистки, при условии…
«Я очень удивлен, очень горжусь тем, что есть так много людей, и не только люди, которые приходят организованными группами, но и такие люди, как я, которые пришли с моим братом и моей тетей», — протестующий по имени Бенджамин и его фамилия. Презентация. .
Помимо массивности, марш возможно, самый разнородный из всех известных Сальвадору в своей истории. Профсоюзные деятели, семьи, инвалиды и ветераны гражданской войны, художники, судьи, студенты, скейтбордисты, более и менее радикальные феминистки, сторонники партии ARENA, сторонники партии FMLN, всевозможные ассоциации, люди уже прошли здесь. которые определяют про-жизнь, сообщество LGTBI, защитников окружающей среды, врачей, бизнес-ассоциации, низовые церковные сообщества и так далее и так далее.
«Правительству важно знать, что мы, сальвадорцы, хотим мира, мы хотим демократии и мы хотим верховенства закона».Люсия Самора говорит мне в 10:28. С тех пор, как первые протестующие пересекли этот переход, прошло 43 минуты. И это продолжается, продолжается.
Осознавая, что народная поддержка, которой он до сих пор пользуется, подтвержденная на парламентских и муниципальных выборах 28 февраля, президент Букеле любит пренебрегать оппозицией. Он придумал идею, что противники едва ли склеивают 3% сальвадорцев, и его последователи саркастически повторяют эту цифру, хотя опросы только что дали оппозиции 20 из 84 мест в Законодательном собрании.
«Присутствовать здесь важно, потому что сегодня День труда», — говорит мне в 10:31 68-летний мужчина, невысокий ростом и несущий палку с красным флагом на плече, как и на рубашке. Его зовут Николас, и партия, которой он симпатизирует, ФНОФМ, привезла его из главы департамента Чалатенанго, примерно в 85 км к северу от столицы.
Да, в этом марше тоже есть люди, которых «несут», как почти во всех массовых маршах, которые проводились в стране в последние годы. Но это крошечная доля.
Подавляющее большинство из тысяч, которые в этот праздник предпочли выйти на улицу, чтобы побыть со своими семьями или друзьями, являются прямым следствием авторитарного дрейфа президента Букеле, который ускорился после того, как его партия — Новые идеи — заняла свой пост. Пусть квалифицированное большинство в Собрании.
То, что с 7 сентября прошлого года Сальвадор стал первой страной в мире, в которой биткойн является законным платежным средством, также способствовало растущему недовольству сальвадорцев по отношению к своему президенту.
Нарастающий дискомфорт
«Люди уже просыпаются от рекламной кампании, которую Букеле организовал, чтобы добраться до правительства»В 10:41 молодая женщина говорит мне, что она предпочитает не называть себя своим именем из опасения репрессий и что она ограничивается тем, что представляет себя членом AJUPES, Молодежной ассоциации El Salvador Pioneros.
«Это принесло мне возможность кричать« нет »диктатуре и уважать разделение властей»он добавляет.
Прошло 68 минут с тех пор, как я остановился на этом перекрестке перед Правительственным центром, когда марш, наконец, подошел к концу. Днем и ночью я услышу оценки от 8000, 12000 и до 15000 участников. Любая из этих фигур делает эту демонстрацию самой громоздкой против Найиба Букеле и того, что он представляет.
Букеле, несомненно, продолжает оставаться президентом Латинской Америки, пользующимся наибольшей поддержкой большинства. Но противники начинают организовываться, имеют право голоса и выходят на улицы.
Также вечером, через девять часов, президент Букеле появится в национальной сети и будет с презрением относиться к этой демонстрации, скажет, что она финансируется иностранными правительствами, и объявит, что не откажется от ее реализации. биткойнов, или о массовой чистке судей, не говоря уже о реституции генерального прокурора и магистратов Конституционной палаты, которую его партия провела 1 мая.
Но сейчас, без минут 11, последний баннер, который проходит перед моими глазами, — это баннер с изображением Шафика Хандала, исторического лидера ФНОФМ, который умер в 2006 году. «Битва продолжается», — говорится в основном сообщении.
Он небольшой, тканевый. Его несут двое мужчин, по одному с каждой стороны. Я подхожу к одному из них, который называет себя Раулем Мартинесом, и на тот же вопрос он отвечает так: «Сначала я поверил в него, в 2019 году голосовал за него, но мне очень жаль; все обман, ложь ».
Наиб Букеле, несомненно, продолжает оставаться президентом Латинской Америки, пользующимся наибольшей поддержкой среди тех, кого он управляет. В будущих обзорах мы оставим сомнения. Но противники начинают организовываться, имеют право голоса и выходят на улицы. Это самый громкий сигнал, оставленный массовым маршем 15 сентября 2021 года.
Роберто Валенсия из Сан-Сальвадора (Сальвадор)
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями
Отказ от ответственности: эта статья создана на основе ленты и не редактируется нашей командой.