Чернила на подписях четырех европейских стартапов только что в некоторой степени высохли, так что пришло время поближе взглянуть на намерения и участников планируемого космодрома в Северном море. Зачем нужен спуск в море прямо у порога? Какие ракеты должны там стартовать? Какие сейчас задачи?
На этом фоне Федерация немецкой промышленности (BDI) провела осенью 2019 года переговоры с федеральным правительством о пусковой площадке ракеты на территории Германии. Было проведено первое технико-экономическое обоснование и намечено создание плавучей пусковой платформы для ракет в Северном море. Проще говоря: корабль со стартовой площадкой. Но идея тем временем угасла. Газета Bild уже пошутила о «прекрасном сне о путешествии Петерхена на Луну», ссылаясь на министра экономики Питера Альтмайера. В апреле 2021 года координатор Немецкого аэрокосмического центра (DLR) Томас Ярзомбек заявил, что предпочтение отдается европейскому решению. Но с успехом коммерческих космических путешествий в Соединенных Штатах давление, похоже, возросло.
Поддержка космодрома
Итак, 6 сентября были подписаны четыре европейских микролончерных стартапа, в том числе Ракетный завод Аугсбург а также HyImpulse из Баден-Вюртемберга, письмо о намерениях на использование платформы в Северном море. На собрании незадолго до всеобщих выборов уходящий в отставку Петер Альтмайер выступил с речью и пообещал поддержать немецкий космодром. Он также пообещал половину финансирования на новое технико-экономическое обоснование.
Что уже ясно: большие ракеты-носители, такие как Falcon-9 от американской компании SpaceX, не могли экономично взлетать в Германии. Они должны быть близко к экватору, где вращение Земли энергетически поддерживает транспорт на многочисленные околоземные орбиты. Однако меньшие по размеру ракеты-носители, так называемые микролапки, могли взлетать с территории Германии, что выводило бы один или несколько малых и микроспутников на подходящую околоземную орбиту. В частности, на полярную орбиту можно будет напрямую и легко попасть из Северного моря.
Микролаунчер am Start
Три немецких стартапа уже несколько лет занимаются разработкой микроланчера. Сюда входят лица, подписавшие HyImpulse. Ее 27-метровая малая пусковая установка SL1 должна вывести 500 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). Такой же большой «Спектр» от Isar Aerospace из Оттобрунна в Баварии должен быть в состоянии транспортировать тонну полезной нагрузки на НОО. Третье место в лиге занимает нижеподписавшийся Rocket Factory Augsburg с 30-метровым RFA One. С ней информация о полезной нагрузке еще не ясна, но она должна играть в том же классе производительности, что и двое других. В наступающем году все три немецких микроламака будут крещены огнем с первого запуска.
Отвечает за планирование и возможное строительство немецкого космодрома. Немецкий альянс морских космодромов (GOSA), консорциум, поддерживаемый OHB SE. Немецкая космическая компания, которая также оснащает Международную космическую станцию (МКС) и поставляет европейскую ракету Ariane, базируется в Бремене. А суда для спуска на воду должны выйти из портов Бремена и Бремерхафена. OHB также принимает активное участие в создании ракетного завода в Аугсбурге, как описано в отчете на портале «Голем».
Источник: Harren & Partner
Эти затруднения заставляют некоторых наблюдателей усомниться в серьезности плана. Но другие обстоятельства поставили точку пуска в Северном море в сомнительном свете. Прежде всего, необходимо несколько кораблей, которые продвигаются к морю примерно на 460 километров: один для транспортировки и запуска ракеты, один для поставки рабочей силы и материалов, а другие, например, для блокирования морских районов во время запуска. Задержки старта, которые могут происходить часто из-за плохих погодных условий и штормов над Северным морем, связывают корабли и экипаж. Наконец, что не менее важно, корабль со стартовой платформой может быть уничтожен в случае фальстарта. Ущерб будет больше, чем при использовании стартовой платформы на суше.
Без Закона о космосе будет сложно
Правовая основа для ракетных запусков на территории Германии также неясна. Большая коалиция годами стремилась создать немецкий космический закон. Этого не произошло в законодательный период, который сейчас заканчивается. Только такой закон может обеспечить достаточное планирование и безопасность инвестиций для компаний. «Только с космическим законодательством ясно, в какой степени компании, предоставляющие услуги запуска, несут ответственность за ущерб, причиненный авариями, фальстартами или неконтролируемыми авариями», — поясняет Космический юрист Инго Бауманн из BHO Legal в Кельне. «И вы можете застраховать себя до этой суммы».
Закон о космосе определит подробную процедуру утверждения, в которой будут приняты во внимание соответствующие аспекты, такие как защита окружающей среды, защита от шума и безопасность. Если он отсутствует, для каждого запуска необходимо будет получать индивидуальные разрешения от властей. Без закона также может случиться так, что немецкий налогоплательщик должен будет полностью оплатить ущерб, причиненный оператором ракеты или спутника после неудачного запуска на северной границе Германии в другой стране из-за международного права космического договора ООН.
Пока такой дамоклов меч парит над потенциальной отправной точкой, признание со стороны государства и властей будет низким, а безопасность планирования компаний не будет обеспечена. Наконец, есть планы по запуску ракет в Норвегии, Швеции и Шотландии, а также на португальских Азорских островах. Разве европейское решение не было бы лучше, чем действовать в одиночку на национальном уровне?
Надежда на стартовую площадку ракеты
В кругах сторонников упоминаются небольшие расстояния, которые немецкие производители ракет и спутников имеют до Северного моря — а не до соседних европейских стран или даже до Куру в Южной Америке, где уже давно запущены европейские ракеты Ariane. Также есть надежда, что поставщики услуг и поставщики поселятся вокруг Бремена и создадут рабочие места. В конце концов, старт в море тоже имеет свои преимущества: вам нужно только на короткое время закрыть ограниченную зону для кораблей. Риски будут ниже по сравнению с взлетом над сушей, поскольку ракеты летят только над водой. Государственное стартовое финансирование в размере около 30 миллионов евро в течение шести лет также кажется приемлемым.
В исследовании Euroconsult от 2020 года говорится:что к 2030 году будет запущено 14 000 малых спутников весом менее 500 кг, что почти в пять раз больше, чем за последнее десятилетие. Взлетит ли небольшая его часть из Северного моря с помощью микролапчиков уже в 2023 году, сейчас представляется возможным. Еще неизвестно, будет ли он по-прежнему оставаться политически разыскиваемым после федеральных выборов и сможет ли немецкая новая космическая отрасль выполнить свои заявления о намерениях.
(jle)
Отказ от ответственности: эта статья создана на основе ленты и не редактируется нашей командой.