Когда в 1968 году вышел фильм «2001: Космическая одиссея», не считалось абсурдом мечтать о космическом отеле, где можно было бы наблюдать за проходящей землей с мартини. Это видение получило импульс в начале 1980-х, когда появилась программа космических шаттлов, открывающая будущее с частыми и рутинными полетами на околоземную орбиту. И когда в нулевые годы в космос полетели первые платные космические туристы, многие люди задавались вопросом, смогут ли они тоже позволить себе полет в космос.
Не только как миллиардер в космосе
Были бесчисленные видения будущего, в котором нормальные люди, то есть не космонавты без миллиардов долларов, могут путешествовать в космос. Несмотря на все оптимистические моменты прошлого, эти мечты так и не осуществились: космические путешествия до сих пор в основном предназначались для профессиональных астронавтов или очень богатых людей.
Но теперь это могло измениться, мягко говоря. Ракета SpaceX Falcon 9 стартовала в четверг с мыса Канаверал, штат Флорида. На борту находился экипаж из четырех человек, столько же, сколько и в предыдущих двух пилотируемых миссиях Илона Маска, и все они были историческими вехами. Основное отличие на этот раз в том, что ни один из сокамерников не обучен космонавтам. Это частные лица, которые запускают частную ракету, построенную частной компанией. НАСА нигде не видно.
Вдохновение4, как называется миссия, приветствуется как веха в пилотируемых космических путешествиях. Это первая чисто частная миссия, которая будет запущена на околоземную орбиту и затем останется там в течение более длительного периода времени. Он был профинансирован технологическим миллиардером из США Джаредом Исаакманом для сбора средств для Детской исследовательской больницы Св. Джуда в Мемфисе. Стоимость оценивается в 200 миллионов долларов.
Обычные люди, амбициозные миссии
С ним путешествуют трое немиллиардеров: Хейли Арсено, которая пережила рак и работает фельдшером; Крис Семброски, сотрудник Lockheed Martin, чей друг выиграл конкурс капсул и дал ему билет, и Сиан Проктор, профессор геолого-геофизических наук, тоже была выбрана по жребию. «Эти люди представляют человечество», — говорит Лаура Форчик из консалтинговой компании Astralytical. «Вы посол».
Это правда, что не космонавты уже летали в космос. С 2001 по 2009 год семь человек заплатили более 30 миллионов долларов за одно место за поездку на Международную космическую станцию с использованием российских ракет «Союз». В июле этого года миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос совершили короткие суборбитальные прыжки продолжительностью несколько минут каждый на космических кораблях, построенных их собственными компаниями.
Но никогда прежде люди не летали на реальную околоземную орбиту, не будучи особенно богатыми и, прежде всего, без надзора со стороны национального космического агентства, такого как НАСА. «Это первый частный орбитальный космический полет, в котором в качестве пассажиров летают только частные лица», — говорит эксперт по космическим путешествиям Джонатан Макдауэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. «По сравнению с суборбитальным [Flügen] это намного более амбициозно. «
SpaceX
Стыковочный маневр не планируется
Вместо стыковки с Международной космической станцией (МКС), как в других пилотируемых миссиях SpaceX, космический корабль Crew Dragon будет оставаться на орбите самостоятельно в течение трех дней. Чтобы экипаж был занят, стыковочный пункт космического корабля, который обычно используется для подключения к МКС, был преобразован в стеклянный купол, который дает экипажу прекрасный панорамный вид на Землю и космос.
К тому же цели миссии довольно ограничены. Хотя запланированы некоторые научные эксперименты, наиболее примечательным аспектом миссии является то, что не произойдет: в частности, никто из экипажа не будет напрямую пилотировать космический корабль. Вместо этого он будет управляться автономно и с помощью станции управления полетами SpaceX на Земле. «Это нетривиальное нововведение», — объясняет эксперт Макдауэлл. И это несет в себе риски. «Если автоматические системы внезапно перестанут работать, могут возникнуть настоящие проблемы», — говорит он. Проект показывает, что доверие к программному обеспечению и системам автоматического управления возросло до такой степени, что туристы могут летать в космос без обученной «няни».
Все это в совокупности делает запуск Inspiration4 захватывающим моментом в пилотируемых космических полетах — хотя и уже пробовали. В 1980-х годах НАСА надеялось начать аналогичный проект — Программу участников космических полетов. Это была попытка дать возможность различным частным лицам полететь в космос на космическом шаттле. Тогдашний руководитель проекта Алан Ладвиг объясняет, что НАСА хотело передать космический опыт нормальным людям — и, следовательно, публике — и избранным учителям, журналистам и художникам.
Катастрофа Challenger уничтожила программу участников
Однако программа закончилась трагически. Первый участник, Криста МакОлифф, учительница из Нью-Гэмпшира, погибла в результате взрыва космического корабля «Челленджер» в 1986 году, как и остальные шесть членов экипажа. Позже проект был отменен — и программа космических шаттлов в целом застопорилась. Когда-то эксперты предполагали, что вы будете выполнять сотни миссий в год. Но в последующие 25 лет было произведено всего 110 запусков, пока флот шаттлов не был выведен из эксплуатации в 2011 году, и у США изначально не было возможности вернуться в космос с пилотом.
Несмотря на Inspiration4: большая часть космических путешествий по-прежнему будет предназначена для профессиональных астронавтов и (очень) богатых людей. Тем, кто небогат, все равно нужно зарегистрироваться для участия в соревнованиях или надеяться на билет от богатого мецената — это, вероятно, не то славное будущее космических путешествий, которое многие представляли. Однако Inspiration4 показывает, что «нормальные» люди также могут отправиться в космос, даже если это похоже на выигрыш в лотерею. «Это определенно веха в доступе человека к космосу», — говорит историк космоса Джон Логсдон, почетный профессор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона. «Проще говоря, это означает, что любой может летать».
Однако, как и в «2001», мы не будем пробираться к огромному вращающемуся космическому отелю на космическом самолете от Pan-Am, авиакомпании, деятельность которой давно прекращена. Но кто знает, что нас ждет в будущем. «Это совершенно новая отрасль, которая все еще находится в зачаточном состоянии — и мы видим первые детские шаги», — говорит аналитик Форчик. Так что кто знает, что будет дальше.
(бакалавр)