Открытый бой между Альберто Фернандесом и Кристиной Фернандес де Киршнер парализовал Аргентину. Через день после отставки всех министров и высокопоставленных должностных лиц, представляющих вице-президента в кабинете министров, президент опубликовал в этот четверг длинная ветка в Твиттере где он предупреждает, что это он принимает решения. «Менеджмент будет продолжать развиваться так, как я считаю нужным, — написал он, — и сейчас не время поднимать споры». Избирательный фиаско на праймериз в воскресенье, в котором предварительные кандидаты объединенного перонизма проиграли в 18 из 24 округов страны, в конечном итоге стал катализатором подпольного кризиса во дворце, который обусловил марш правительства, усугубил экономический кризис. пугает избирателей и дает крылья консервативной оппозиции.
После политического землетрясения в среду Аргентина стала свидетелем пульса двух конфликтующих сил. Истоки напряженности следует искать в решении Кристины Фернандес де Киршнер выдвинуть своего бывшего главы администрации Альберто Фернандеса кандидатом в президенты в 2019 году с ней в качестве вице-президента. Серхио Масса, лидер, победивший киршнеризм в провинции Буэнос-Айрес и завершивший теперь полное единство перонизма, присоединился к этому биному. Стратегия сработала, и Альберто Фернандес предотвратил переизбрание Маурисио Макри на избирательных участках. Но напряженность между президентом без голосов, но с формальной властью, и вице-президентом без формальной власти, но с голосами, отягощала первые два года правления. Пока все не взорвалось фиаско на праймериз 12 сентября, на выборах, которые выбирают кандидатов, которые будут бороться за место в Конгрессе 14 ноября.
Поражение положило конец мифу о том, что «единый перонизм никогда не потерпит поражения», и усилило требования Кристины Фернандес де Киршнер о ее дельфине, чтобы провести глубокую реформу кабинета министров. Но Фернандес предпочел дождаться законодательных собраний, утверждая, что изменение в середине избирательной кампании только усложнит ситуацию. В среду пять министров Киршнера и многие другие высокопоставленные чиновники объявили о своем уходе из правительства. Перелом завершился, хотя в Аргентине всегда есть нюансы.
Возглавляет список поданных в отставку министр внутренних дел Эдуардо «Вадо» де Педро, человек из самой интимной группы вице-президента. Де Педро представил заявление об отставке, которое его представители быстро распространили среди журналистов и социальных сетей, но оно так и не попало в Casa Rosada официально. Без этой формальности паническое бегство киршнеров превратилось в политический жест, направленный на то, чтобы заставить Фернандеса отстранить от должности министров, которых бывший президент не хочет видеть в правительстве: главу министров Сантьяго Кафьеро и министра экономики Мартина Гусмана.
Через 24 часа после начала кризиса ситуация такая же, как и вначале: Альберто Фернандес почти не двигал фишки, а Кристина Киршнер хранила молчание, по крайней мере, публично. Ее окружение показало, что в среду днем она позвонила министру Гусману и сказала ему, что то, что она просила его об отставке, неправда. Призыв подтвердили в Минэкономики. Этот стратегический шаг говорит президенту о том, что Киршнеризм не будет удовлетворен только министром экономики. Когда напряженность в коридорах власти накалилась до максимума, по радио транслировалось аудиозапись депутата-ультракирхнера, выступающего против президента. Фернанда Вальехос, выдающийся член La Cámpora, группы, контролируемой Максимо Киршнером, сыном Кристины Киршнер, называет Фернандеса «скваттером и скваттером» и считает его «арендатором» Casa Rosada, который растратил голоса за два года бывший президент. «Мы все ожидали, что больной Альберто Фернандес, скваттер Альберто Фернандеса, в понедельник в восемь утра. [tras la derrota electoral] он проводил пресс-конференцию за столом со всеми заявлениями об отставке (…) Он не только не делал этого, но и не хотел этого делать », — говорит Вальехос. Согласно этой логике, отставка министров Киршнера должна была вызвать изменения, которые президент «не хочет делать».
Вальехос извинился за свои слова, которые он счел «неподходящими» и явился результатом страстного личного разговора. Однако они были жестким свидетельством того, как одна из сторон считает, что сегодня Аргентина погрязла в неопределенности. Борьба, которая все еще продолжается, может иметь только отрицательные решения. Если Альберто Фернандес поддается давлению, он очень ослаблен, но поддерживает коалицию. Если он не уступит, он укрепится как лидер, но разрушит единство перонизма менее чем за два месяца до выборов в законодательные органы. Поддержка, которую он получил от губернаторов, профсоюзов и общественных движений, пока кажется недостаточной для поддержания управления страной, которая в течение трех лет находилась в рецессии, усугубляемой пандемией.
В разгар политической нестабильности преследует призрак кризиса и, прежде всего, внешней задолженности. Минэкономики представило проект бюджета на 2022 год поздно вечером в среду, который предусматривает рост на 4% и инфляцию на 33%, что на 15 процентных пунктов меньше, чем ожидалось в этом году. Наиболее актуальный аспект закона о бюджете, который должен быть одобрен обеими законодательными палатами, заключается в том, что он не предусматривает капитальных выплат Международному валютному фонду (МВФ) по долгу в 44 миллиарда долларов, взятому Макри в 2018 году и который находится на пересмотре. процесс. Экономисты опасаются, что споры усложнят диалог, который находится в руках министра Мартина Гусмана.
Аргентина должна выплатить МВФ в этом году два срока погашения капитала на сумму 3,8 миллиарда долларов. Первый, в конце этого месяца, может быть оплачен с помощью части специальных прав заимствования, полученных от агентства в конце августа.
Портфель Гусмана также предусматривает первичный дефицит — без выплаты сроков погашения — в размере 3,3% ВВП к 2022 году и снижение курса песо на 30%. По заявлению правительства, каждый доллар США будет обмениваться на 131,10 песо по сравнению с почти 103 песо, которые выплачиваются сегодня на официальном рынке (запрещено для вкладчиков) и 180 песо на параллельном рынке. Законопроект о бюджете на 2022 год с оптимизмом смотрит на восстановление других ключевых факторов экономического роста, таких как частное потребление и инвестиции, с прогнозируемым увеличением на 4,6% и 3,1% соответственно.
Реальные показатели аргентинской экономики не совпадали с бюджетами, заложенными национальными властями в течение многих лет. На этот 2021 год правительство оценило инфляцию в 29%, показатель, который был достигнут за первые семь месяцев. В последний год правительства Маурисио Макри рост цен более чем вдвое превысил прогнозы. Это было 53% по сравнению с 23% по официальным данным.
Подпишитесь здесь на Новостная рассылка от MRT América и получите все информационные ключи о текущей ситуации в регионе.