Аргентина любит футбол. И сегодня он ведет свою худшую игру. Хозяева отправились в раздевалку в перерыве с тремя голами в ворота, и вместо того, чтобы планировать стратегию, чтобы изменить счет, тренер и игроки скрестили друг друга на кулаках. Зрители были поражены боксерским шоу. Когда начался второй тайм, окончательное поражение казалось окончательным. Страна Южной Америки играет против самой себя, а у главных героев есть имя и фамилия. С одной стороны, президент Альберто Фернандес; с другой — Кристина Фернандес де Киршнер, его вице-президент. Бой Фернандесов, и Аргентина страдает.
В прошлое воскресенье коалиция перонистов, которая управляла южноамериканской страной с декабря 2019 года, потерпела беспрецедентное поражение на выборах для определения кандидатов в настоящие законодательные органы, запланированных на 14 ноября. Поскольку выборы были открытыми и обязательными, результат предвосхитил решение Партия может ожидать через восемь недель: ее кандидаты проиграли в 18 из 24 округов, и контроль над Конгрессом находится под угрозой. Катастрофа со счетом 3: 0 в первом тайме подорвала союз перонистов, сформированный Фернандесом и Серхио Масса, президентом Палаты депутатов. Бой продемонстрировал то, что многие аргентинцы знали и предполагали другие: власть в Аргентине принадлежит Кристине Фернандес де Киршнер. Президент, назначенный ею в качестве кандидата два года назад, находится на своем месте только для того, чтобы подчиняться ей, думают они, а теперь говорят вслух, киршнеристы. То, насколько он должен подчиняться, лежит в основе кризиса, который сейчас парализует Аргентину.
«Стратегия коалиции Альберто Фернандеса заключалась в том, чтобы дать каждому по кусочку, а не наращивать власть», — говорит Пабло Тузон, политолог из консалтинговой компании Escenarios. Кабинет министров был свидетельством этого распределения. Без своей партии Фернандес оставил себе штаб-квартиру кабинета министров и министерство экономики и передал другие ключевые части. Отношения с провинциями, в руках внутренних дел и другими направлениями с высокими бюджетами были оставлены на усмотрение Киршнеризма. После поражения Кристина Киршнер почувствовала себя в пустыне и потребовала от Фернандеса сменить сотрудников. Президент предпочел дождаться Законодательного собрания, и началась война. В пятницу вечером она наконец поддалась давлению, избавилась от своего главного министра и сохранила все должности вице-президента. Отношения между ними никогда не были легкими, потому что президент «видел себя тренером коалиции». «Но для того, чтобы это сработало, должна быть власть, которая управляет, иначе возникнет балканизация. Фернандесу приходилось наращивать силу, когда он был популярен на 80%, потому что теперь он должен сделать это в спешке за 48 часов », — добавляет Тузон.
Проблемы в отношениях рождаются с пеленок. Кристина Фернандес де Киршнер в 2019 году знала, что она не сможет победить Маурисио Макри в одиночку, и выбрала Фернандеса, чтобы возглавить кандидатуру объединенного перонизма. Он думал, что Фернандес может привлечь разочарованных перонистов своими нисходящими и даже авторитарными формами. Однако решение было неожиданным. После ухода с поста главы кабинета министров в 2008 году Фернандес пережил годы безжалостных нападок на своего бывшего босса, которого он обвинил во всех возможных злодеяниях. Когда Фернандес де Киршнер вызвал его к президентской формуле, немногие дали долгую жизнь отношениям, несмотря на то, что новый кандидат пообещал до тошноты, что он «никогда больше» не будет драться со своим боссом. Перемирие продлилось до первого поражения на выборах.
Президентская чета уже несколько месяцев не разговаривала, поддерживала контакты через собеседников. Когда того требовала ситуация, Фернандес де Киршнер использовал социальные сети для публикации длинных писем с опровержением или поддержкой президента, в зависимости от случая. Между тем уличный киршнеризм добавил беспокойства, убежденный, что Фернандес был оккупантом Casa Rosada, узурпатором народного голосования, который не признал своего долга перед Кристиной. В прошлый вторник, через 48 часов после праймериз, президент и вице-президент встретились наедине, чтобы разработать стратегию восстановления. Кристина потребовала смены министров, чтобы снабдить руководство кислородом и добавить возможности в законодательные. Фернандес отказался. По словам источников одной из сторон, митинг завершился криком. И, конечно, без согласования.
«Вице-президент почувствовала, что они ударили ее по твердому ядру ее электората», — объясняет политолог Габриэла Родригес, профессор Университета Буэнос-Айреса. «Она знает, что есть люди, которые ее иррационально обожают, люди, чью жизнь изменяет определенная политика киршнеризма. Согласно ее прочтению, президент обидел тех, кто пришел ее обнять, и теперь она не может есть », — добавляет он. Киршнер считает, что для восстановления этого голоса, который до сих пор неясно, перешел ли он в оппозицию или просто остался дома, нужно больше киршнеризма. Другими словами, больше денег на улицах, больше присутствия государства, больше государственной политики. Этот план противоречит тому, что Аргентине необходимо согласовать с МВФ, которому он не может выплатить 44 миллиарда долларов, которые президент Маурисио Макри получил в качестве выкупа в 2018 году. Факундо Круз, политолог и автор книги Партнёры, но не так много, считает, что, чтобы замкнуть круг Киршнериста, Аргентине нужно было расти, но пандемия обрушилась на нее, как плита. «Этого экономического возрождения, которого они хотели к 2021 году, нет, и в Фронте де Тодос теперь есть различия в стратегии. Кристина и Альберто не совпадают в время для достижения этой цели ».
Перонизму осталось до 14 ноября, чтобы вернуть голоса и избежать новой катастрофы на выборах. Зрелище, свидетелями которого стали аргентинцы на прошлой неделе, не сильно поможет. Однако не стоит недооценивать стойкость перонизма. «Все возобновляется, когда целью является власть, потому что коалиции любят и ненавидят друг друга», — говорит Габриэла Родригес. «Теперь их очередь залечить раны, сгруппировать войска, объединить команду и выйти на выборы, потому что ни одна из трех ног не выиграет от разрыва», — добавляет Факундо Круз. В любом случае пара снова подвергнется испытанию на прочность при подсчете голосов Законодательного собрания. Они не ждут хороших новостей.
Подпишитесь здесь на Новостная рассылка от MRT América и получите все информационные ключи о текущей ситуации в регионе.